Тампонная печать: практические советы

 

Что нужно учитывать при выборе партнера?

Есть замечательное высказывание, которое полностью характеризует производственный процесс: «Качество, цена и срок. Выберите из данного списка два параметра, остальным придется пожертвовать». Первое, на что обращают внимание при выборе компании партнера – это цена. Если вы хотите получить самую низкую цену на рынке, то будьте готовы либо долго ждать, либо получить некачественное нанесение. Лучше ориентироваться на рыночные цены, т.е. нужно выбрать из всего диапазона цен среднюю стоимость и договориться о постоянном сотрудничестве, получив скидку.

При средней загруженности производства стандартный срок на подготовку макета и вывод пленок 2–3 дня, настройка оборудования занимает 40 мин. на каждый цвет, нанесение можно сделать за 8–часовую смену (из расчета производительности станка 6000 ударов/ч). Поэтому если вы заказываете 5000 ручек с печатью в один цвет, то будьте готовы получить свой тираж через 4–5 дней. Параметр качества зависит от помещения, количества и квалификации персонала, оборудования, расходных материалов. Попробуйте посетить производство подрядчика, и вам многое станет понятно. Помещение должно быть большим для того, чтобы можно было разместить товары и оборудовать место печатника; чистым, чтобы пыль не попадала в краску и на готовые изделия. Станков должно быть более трех, желательно 1– и 4–цветных. Хорошо если станки новые и неиспачканные. Количество печатников более трех человек, чтобы они могли заменять друг друга.

Как организовать собственное производство?

Теперь, понимая, по каким параметрам выбирают компанию-партнера, давайте рассмотрим, на какие детали должен обратить внимание поставщик или рекламное агентство, которое собирается обзавестись собственным производством.

Помещение. Особое внимание следует обратить на выбор помещения. Оно должно быть достаточно чистым, так как пыль и грязь неминуемо окажутся в краске, на изделии или на клише, что приведет к задиранию клише и порче тампона. Также следует обратить внимание на температуру в помещении, так как чем она ниже, тем гуще краска и тем хуже тампон переносит ее на изделие.

Оборудование. Станки отличаются по количеству красок, которые можно наносить на изделие: 1, 2 и 4 краски. Немаловажное значение имеет производитель оборудования, а также тип системы: закрытая или открытая. Если компания печатает в основном однокрасочные логотипы, то смысл покупать многокрасочный станок небольшой, так как заказы на печать в две краски и более выгоднее разместить на стороне. Для печати небольших, постоянно сменяющихся тиражей лучше всего выбирать станок с открытой системой печати. Это позволит сэкономить на материалах для печати и времени наладки. Закрытая система выгодней на больших тиражах, так как станок не нужно смывать, закончив смену, потому что краска находится в герметичных стаканах и не засыхает. Чем сложнее станок, тем больше внимания нужно уделить производителю. Немецкие станки точнее и качественнее, однако их стоимость может отпугнуть даже компанию среднего уровня. Если у вас есть средства и большой объем заказов, можете быть уверенны, что станок немецкого производителя вас не подведет и не встанет во время печати тиража. Лучше не покупать совсем уж дешевые станки – радость от сэкономленных денег может быстро превратиться в сожаление об испорченных заказах и вынужденных простоях.

Расходные материалы – важная составляющая процесса печати. Выбирая между спиртовыми и водными клише, мы отдаем предпочтение спиртовым, так как стойкость и четкость у них значительно выше, чем у водных. Однако производители рекомендуют покупать водные клише для маленьких тиражей, а спиртовые для больших. Также нужно выбрать тампоны определенной формы и мягкости. Чем жестче тампон, тем дольше у него срок службы; однако чересчур жесткие тампоны не могут печатать большие логотипы. Мы рекомендуем покупать тампоны с жесткостью 4-6 ед. Кроме того, необходимо иметь комплект одинаковых тампонов, потому что тампоны разной формы могут вносить искажение в логотип. Тампоны прямоугольные вытянутые применяются для печати длинных и узких логотипов, например, на ручках. Квадратные тампоны большого размера нужны для печати больших логотипов на плоских поверхностях или на кружках. Обратите внимание, что при печати на кружках логотип может приобретать эллиптическую форму, поэтому лучше не злоупотреблять с размерами наносимого изображения. Следует также очень внимательно относиться к работе и хранению силиконовых тампонов. При консервации тампона следует смазать его специальным маслом, а при эксплуатации следить, чтобы его не порезали об острые поверхности.

Квалифицированный персонал. Очень важно иметь на производстве квалифицированных специалистов: печатников, технолога и дизайнера. Спрос на печатников на рынке очень велик, потому что большинство компаний организует свое производство, считая это быстроокупаемым вложением. Так как нет специальных училищ и техникумов, где готовят печатников тампонной печати, люди приходят из разных областей и учатся у более опытных коллег. На обучение требуется не менее одного года практики и очень опытный наставник. Иногда компании предпочитают иметь квалифицированного технолога или начальника производства, который занимается настройкой станков и закупкой красок, а также владеет технологическими приемами. Особое внимание следует уделить работе дизайнера. Только грамотное владение векторной графикой и приемами растрирования позволит создавать уникальные и качественные продукты.

Какие хитрости должен знать технолог?

Будем считать, что станок куплен, помещение теплое и чистое, ракель, тампон и краски имеются в нужном количестве. Пора приступать к работе. Давайте остановимся на некоторых технологических тонкостях, которые нужно учитывать при работе.

1. Прижим ракеля. Слабый прижим будет препятствовать очищению клише, сильный приведет к тому, что клише будет царапаться,а краска на плашках будет вычерпываться, оставляя на логотипе залысины.

2. Неоднородный рельеф клише. На рис. 1, показано, что при печати логотипа большая плашка находится рядом с тонким текстом. В данном случае мы столкнулись со сложностью, о которой продавец станка забыл упомянуть, так как не знал о ней: если краска густая, то не пропечатывается тонкий текст; если жидкая, то растекается плашка. Мы долгое время пытаемся найти баланс по густоте красок. Результат улучшается, но эффект, который хотелось бы получить, еще не достигнут. И достичь его не получится. Дело в том, что при засветке клише, образуются канавки одинаковой глубины, но разной ширины. На месте плашки краски много, следовательно, процесс высыхания долгий, а в тонких буквах краски совсем мало, поэтому она быстро густеет. Для данной работы необходимо выровнять пропорции глубины и ширины, а это можно сделать только одним способом – уменьшив глубину травления в плашке. Для этого при выводе пленок дизайнеру нужно растрировать плашку, чтобы часть света пробивалась через пелену пленки при засветке.

3. Неровные края отпечатанного изображения. Однажды к нам обратился клиент, которому напечатали логотип, края которого были похожи на зубчики пилы. На все его возражения по поводу качества печати, ему говорили, что это нормально и никаких улучшений добиться не удастся. Наш дизайнер сделал обводку логотипа перед выводом пленок и «пила» исчезла.

4. Дырочки на плашке. Такая ситуация может произойти по трем причинам:

• краска слишком густая и подсыхает раньше, чем ложиться на изделие, поэтому необходимо добавить растворитель;

• само изделие имеет пористую структуру. В данном случае ничего сделать нельзя. Нужно объяснить заказчику причину и получить от него разрешение на продолжение работы;

• некачественно выведенные пленки. Требования к пленкам при тампопечати отличаются от полиграфических, поэтому нужно очень четко следить за плотностью покрытия пленки. Если в ней есть дырочки, то пленки следует переделать.

5. При печати 2–х компонентной краской на металлических поверхностях время высыхания краски составляет от трех дней до недели. Этот срок можно сократить до одного дня, пропуская ручки через туннельную сушку.

6. При печати многоцветных логотипов старайтесь избегать наложения цветов друг на друга. Это может привести к изменению цвета (рис. 2).

 

Эргономика рабочего места печатника

Производительность станка может зависеть не только от параметров привода, но и от правильной организации места печатника. Для правильной эргономики необходимо учитывать следующие параметры:

• краски должны храниться в специальных емкостях в отдельном ящике. Каждая банка должна быть подписана. Наиболее часто используемые цвета красок можно заливать в отдельные бутылочки и маркировать их. Это экономит время смешивания пантонных цветов;

• изделия, подготовленные к печати, следует раскладывать на специальные поддоны, с которых печатник забирает заготовки. С другой стороны станка должен стоять поддон, на который печатник укладывает готовые изделия. После заполнения поддона его помещают в специальный шкаф;

• место печатника следует организовать таким образом, чтобы он производил как можно меньше посторонних движений, т.е. нужно минимизировать амплитуду движений (рис. 3);

• оправка должна четко фиксировать изделие и не давать ему двигаться во время печати; время установки и снятия изделия должно быть минимальным;

• работать лучше всего при комнатной температуре. Если температура ниже, необходимо добиться комнатной температуры и только после этого начать печатать. Если не получается установить в помещении необходимую температуру, то можно использовать фен, направив струю теплого воздуха в место печати.

На рис. 4–6 показаны работы, выполненные на нашем производстве. Надеемся, что эта статья упростит задачу выбора партнеров или организации собственного производства, а также и сделает проще реализацию поставленной задачи, а, следовательно, поможет сэконономить время и деньги.

 

Автор статьи: Алексей Мартиросов, исполнительный директор компании «Мичман»

Статья опубликована в журнале «РТ-ПОЛИГРАФиЯ» №1(18) 2008

Реклама на сайте

Здесь может быть размещена реклама Вашего ресурса!!!
По вопросам размещения рекламы на нашем сайте Вы можете обратиться по телефону
(044)229-36-45